2 апреля - всемирный день распространения информации о проблеме аутизма.

2 апреля - всемирный день распространения информации о проблеме аутизма. Этот день был установлен резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН от 18 декабря 2007 года, в которой была выражена обеспокоенность высокой численностью детей, страдающих аутизмом. По статистике, расстройста аутистического спектра встречаются у одного из 68 детей в мире. По данным Всемирной организации здравоохранения, ежегодно число детей с аутизмом увеличивается на 13%! Причины этого расстройства до сих пор исследуются, но достоверно известно, что чаще эти дети рождаются в благополучных семьях, у людей с высшим образованием.

Аутизм – это нарушение развития нервной системы, которое проявляется в течение первых трех лет жизни. Это заболевание диагностируется при наличии трех симптомов: недостаток социальных взаимодействий, нарушение общения ребенка с окружающими людьми, ограничение круга интересов и стереотипный характер поведения.
На сегодняшний день аутизм, наверное, смело можно назвать одним из самых "странных" психических расстройств в детском возрасте.
Аутисты – люди, которые абсолютно беззащитны перед этим миром. Он ранит их любыми своими проявлениями, а не только злобой или агрессией. Детям-аутистам трудно различить лица и понять, о чём говорят окружающие, резкие звуки для них невыносимы, всё вокруг страшно и опасно. Ни один учёный в мире вам не скажет, почему вдруг радостный полуторагодовалый малыш замыкается, и словно живёт в каком-то своём мире, где вместо друзей – мягкие игрушки, а вместо детских шалостей – истерики и капризы.
Близким очень трудно принять, а еще труднее смириться с диагнозом "ранний детский аутизм". Ведь еще совсем недавно ребенок повторял первые слова, а потом вдруг замолчал, трехлетний малыш не играет со сверстниками, не идет на контакт со взрослыми. Родители ищут причину и оправдание такого поведения. Они уверены, что все в порядке, все пройдет. И время упущено, ребенок не получает квалифицированной медицинской помощи, такого малыша ведут в детский сад в надежде, что педагоги и детский коллектив все исправят. А результата нет. И проблема не в детском саду, не в конкретном воспитателе, а в ребенке, которому нужно помочь.
Для того чтобы понять, что происходит с таким ребенком, представьте себе, что все, что вы ощущаете, чувствуете – увеличилось или уменьшилось стократно. Легкие прикосновения могут вызывать у вас боль или, наоборот, сильный удар – остаться незамеченным. Яркая вещь, ранее привычные звуки станут пугающими, а речь собеседника превратится просто в мелодию. Сложно такое представить, но можно понять, что в таком случае мир людей и мир вещей воспринимаются иначе.
Важно помнить, что без медицинской, психолого-педагогической помощи состояние ребенка будет ухудшаться. Искажение психического развития у детей с аутизмом приводит к формированию защитного механизма, который "отгораживает" такого ребенка от воздействий внешнего мира и тем самым затрудняет контакт с ним, затормаживает развитие.
Часто еще до появления бросающихся в глаза симптомов, у ребенка могут быть особенности в поведении - "красные флажки аутизма":
- Ребенок не реагирует или редко реагирует на имя;
- Ребенок постоянно или часто ведет себя так, как будто не слышит обращенной к нему речи;
- Ребенок не улыбается или редко улыбается другим людям;
- Ребенок не использует указательный жест или другие жесты в возрасте 12-ти месяцев;
- Нет лепета к 12-ти месяцам, нет слов к 16-ти месяцам;
- Нет фразовой речи ( то есть сочетания из двух и более слов) к возрасту 24 месяцев;
- Ребенок утерял какие-либо социальные или коммуникативные навыки в любой период в детском возрасте.
Если вы отмечаете указанные симптомы у своего ребенка, пройдите модифицированный скрининговый тест на аутизм http://podsolnuhi. org/articles/134-m-chat и при необходимости обратитесь к специалисту. Помните, что ранняя диагностика аутизма, надлежащее обследование и вовремя начатая коррекция имеют ЖИЗНЕННО важное значение для дальнейшего роста и развития маленького человека.
И в заключение, хочется еще раз заострить внимание на том, что ребенок с аутизмом:
- НЕ ЖИВЕТ В СВОЕМ МИРЕ
- Детям с аутизмом нужно общение со сверстниками, им просто необходима поддержка в этом
- НЕ НЕОБУЧАЕМ
- Все дети с аутизмом могут учиться, просто им нужны специальные подходы к образованию
- НЕ ИМЕЕТ НИЗКИЙ ИНТЕЛЛЕКТ. Чаще всего интеллект детей с аутизмом такой же, как и у сверстников. Просто из-за проблем с речью и движениями, их способности могут недооцениваться.
-НЕ ОБРЕЧЕН
- Инвалидизацию детей с аутизмом можно снизить с помощью своевременных вмешательств.

Давайте все вместе помнить, что дети с аутизмом – полноценные члены нашего общества, просто они требуют особого, не формального подхода и нашего внимания и понимания!

С пожеланиями здоровья,
Врач-педиатр, пульмонолог
Т. А. Иванова